Главная страницаНаписать письмоГостевая книгаКарта сайта
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Выявление особенностей познавательных интересов

учащихся 11 класса.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. ....................................................................................................... 3 стр.

Глава 1. Состояние проблемы познавательных интересов. ........... 5 стр.

1.1 Общая характеристика познавательных процессов. ................. 5 стр.

1.2 Развития познавательного интереса у учащихся. ...................... 13 стр.

1.3 Специфика становления познавательных интересов у

старшеклассников...................................................................................... 19 стр.

1.4 Выводы по главе 1 . ............................................................................ 23 стр.

Глава 2. Экспериментальное исследование интересов у старшеклассников. .......................................................................................................................... 24 стр.

2.1 Задачи и методика выявления интересов у старших

школьников. ................................................................................................. 24 стр.

2.2 Обработка данных и результаты эксперимента. ........................ 26 стр.

2.3 Выводы по исследованию и рекомендации. ................................29 стр.

Заключение . ............................................................................................... 32 стр.

Литература. .................................................................................................. 33 стр.

Приложение. ............................................................................................... 34 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Выбранная мной тема являться актуальной и практически значимой в наше время. Проблема познавательных интересов в обучении всегда стояла под знаком вопроса. Значение его утверждали многие педагоги и психологи прошлого.

Познавательный интерес можно выделить одним из самых значимых факторов учебного процесса, так от него зависит не только успеваемость учащихся, но и структура психолого-педагогического процесса обучения школьников.

Возникновения и особенности познавательных интересов у учащихся зависят от многих факторов: уровня развития ребенка, его опыта, знаний, от способа подачи материала.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями.

Особое значение имеет исследование становления познавательного интереса в старшем школьном возрасте. В этот период происходит выбор учащимися будущей профессии и как следствие этого становление интересов к тем предметам, которые связаны с этим выбором. В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие длительные физические и интеллектуальные нагрузки. Идет общее созревание организма.

В старшем подростковом возрасте познавательные интересы специализируются, углубляются в соответствии с профессиональными намерениями. Для некоторых из подростков приобретение знаний становится субъективной необходимостью для настоящей и будущей деятельности.

Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.

При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.

Объектом исследования выступают учащиеся одиннадцатого класса. Предметом исследования является выявления особенностей познавательных интересов у старшеклассников.

Предполагается , что на формирования и становления познавательных интересов у старшеклассников одним из самых важных факторов является способность легкого овладения предметом.

Задачи:

1. Изучение научно-методической литературы по познавательным интересам школьников.

2.Определения направленности, выявления широты и причин возникновения познавательных интересов у учащихся.

При выявление познавательных интересов учащихся был определен метод анкетирования. Анкета включает в себя список предметов изучаемых в школе старшеклассниками, им было предложено выбрать интересующие их предметы и объяснить сделанный выбор. В роле испытуемых выступили учащийся возраста 16-17 лет 11А класса средней общеобразовательной школы №21 г.Мурманска. В эксперименте участвовали 15 человек, они были выбраны случайным методом.


ГЛАВА 1.

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ.

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

Весь многовековой опыт прошлых лет дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.

Ян Амос Коменский рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение.

К.Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением усилий воли. Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг друга. Учителю следует делать учение привлекательным, не лишая его, однако, характера серьезного труда, требующего напряжения и усилий.

Интерес, по К.Д. Ушинскому, не только средство успешного обучения, это и важный стимул нравственного воспитания. Пустые интересы, отвлекающие ребенка от нравственного и прекрасного в действительности, препятствуют целям воспитания. Лишь направленность к полезному и нравственному утверждает в человеке чувство собственного достоинства.

Последовательным развитием прогрессивных идей о роли интереса в обучении являются взгляды Д.И. Писарева, который отвергал искусственную занимательность обучения, и утверждал необходимость развития подлинного интереса на основе активной мысли. Ощутив свое продвижение в учении, радуясь этому, ученик будет смело подходить к каждой новой трудности, с воодушевлением работать над её усвоением и, одержав над ней победу, выносить из этой победы новый запас силы и энергии. Он советовал учителям не пробуждать интерес к учению занимательными рассказами, а способствовать самопознанию учеников, так осуществлять «преподавание, чтобы ученики сами замечали процесс своего развития. Как только этот отрадный факт сделается для них осязательным и несомненным, как только они увидят значительный шаг вперед – они, несомненно, пристрастятся к умственным занятиям, которые дали им возможность сделать над своими особами такие приятные и лестные наблюдения».

Д.И. Писарев писал, что если трудности не превышают размеров его наличных умственных сил, они дают ученику все «обаятельные» ощущения настоящей борьбы. И, что особенно важно, эти состояния имеют возможности переноса. «Обаятельная» сторона, найденная учеником, состоит в том, что задачи упражняют ум и энергию, а так как эта «обаятельная» сторона отыщется во всяком умственном, т.е. не машинальном труде, то всякий умственный труд будет привлекателен.

Проблему интереса в индивидуальном развитии человека В.Г. Белинский и А.И. Герцен рассматривали на основе материалистического миропонимания, через глубокое познание жизни природы и общества. Поэтому, считал В.Г. Белинский, молодой ум следует приучить рассуждать без резонерства, мыслить без сухости и вникать не только в смысл, но и поэзию науки, тогда собственно и появится интерес к изучаемому предмету. Нужно хорошо знать детскую природу, поддерживать запросы детей, удовлетворять их стремление к фантазии, образному изображению событий и явлений, их любопытство, при помощи которого они ищут с удивительной настойчивостью и ловкостью истину. Так постепенно можно подводить ребенка к юности – времени благородных увлечений, когда душа однажды может предаться высоким интересам.

Общая теория интереса , разрабатываемая советскими психологами (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материалистический подход к этой сложной проблеме. Понятие “интерес” не однозначно. Оно отражает объективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека.

Истоки интереса лежат в общественной жизни. В интересе выражено единство объективного и субъективного.

Психология считает, что посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.

Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:

  • обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;
  • возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;
  • всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.

Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.

Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс.

Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Анализ психологической структуры познавательного интереса привел советских психологов (С. Л. Рубенштейн, Л. А. Гордон, А. П. Леоньтьев) к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в слитом, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет интересным, - писал А. Н. Леонтьев, - это, значит, сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели школьников». «Процесс формирования интересов, - отмечает Г. И. Щукина, - происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов».

Познавательный интерес имеет свой предмет, в нём ясно и отчётливо выражена направленность на определённую предметную область, к более глубокому познанию, к которой школьник стремится. В мотиве выражено влияние объективного мира на человека, который не только отражается в его сознании, но и рождает определённое отношение. Стремление к познанию – внутренняя потребность человека. У него есть стремление приравнять окружающий мир к своим понятиям, тенденциям. Отсюда появляется любознательность и стремление к знанию. Особенностью познавательного интереса как мотива учения школьника является то, что в нём как бы совмещается план «знаемых» и «реальных» мотивов.

Познавательный интерес, будучи постоянно поддерживаемым и подкрепляемым системой воспитания и обучения, содействует положительной направленности школьника. Не может быть самостоятельности действий без достаточной внутренней мотивации, основой которой являются потребности и интересы, поскольку тогда вообще не может быть речи об активности. Что касается устойчивого познавательного интереса, то он в большей мере обусловлен внутренней мотивацией и вовсе не зависит от подкрепления.

Будучи сильным мотивом учения, познавательный интерес, создавая «внутреннюю среду» развития, существенно меняет саму деятельность, влияет на её характер протекание и результаты. Главным стимулом учебной деятельности школьника является внешний стимул – учитель и стимулы внутреннего плана, в которых внешнее воздействие трансформировано во внутреннюю позицию ученика, благодаря чему, он является не только объектом, но и субъектом воспитания.

В психологической природе интереса прогрессивные педагоги прошлого выделяли не только интеллектуальную основу, но и эмоциональные и регулятивные механизмы (внимание, воля), помогающие преодолевать трудности, препятствия на пути учения.

В психологии показано, что эмоции развиваются не сами по себе, а тесно зависят от особенностей деятельности человека и его мотивации. Специфика эмоций, отмечал видный советский психолог А. Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают от­ношение между мотивами и возможностью успеха деятельности по реализации этих мотивов. Эмоции возникают у человека приактуализации мотива и нередко до рациональной оценки чело­веком своей деятельности. Тем самым эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятель­ность (например, процесс учения), но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к вклю­чению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зави­сят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.

Эмоции успеха-неуспеха более силь­но выражаются в деятельности с внешними или внутренними результативными мотивами, а в деятельности с внутренним процессуальным мотивом их влияние более избирательно. Это говорит о том, что чем более зрелой является деятельность и ее мотивы, тем более специфичной, сдержанной и избирательной становится ее эмоциональная окрашенность.

Все стороны учебного труда школьников сопровождаются теми или иными эмоциями. Выделим наиболее часто отмечаю­щиеся в психолого-педагопической литературе особенности эмо­ционального климата, необходимые для создания и поддержа­ния мотивации учения:

  • положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней. Они являются следствием умелой и слажен­ной работы всего педагогического коллектива, а также правиль­ного отношения к школе в семье;
  • положительные эмоции, обусловленные ровными, хоро­шими деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жиз­ни классного и школьного коллектива.

К этим эмоциям относятся, например, эмоции престижности, возникающие при новом типе отношений учителя и школьни­ков, складывающемся в ходе применения учителем современ­ных методов проблемного обучения, при наличии взаимоотно­шений их как коллег в совместном поиске нового знания.

Велика также роль эмоций сопереживания, возникающих у школьников в общении с учителем и сверстниками. Этим эмо­циям В. А. Сухомлинский придавал настолько большое значение, что писал: «Самое трудное в воспитании — это учить чув­ствовать». Обучение культуре чувств включает глубокое по­нимание душевного состояния другого человека, умение поста­вить себя на его место, если он переживает печаль или трево­гу, желание понять и принять интересы другого человека как свои собственные.

3)эмоции, связанные с осознанием каждым учеником своих
больших возможностей в достижении успехов в учебной работе,
и преодолении трудностей, в решении сложных задач.

Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки. Эти эмоции В. А. Су­хомлинский называл «радостью» или даже «счастьем» труда. Он подчеркивал также значение таких эмоций, как желание хорошо учиться, озаряющее всю детскую жизнь, а также чув­ство собственного достоинства. Для эмоционального статуса уче­ника важно, по В. А. Сухомлинскому, то, чтобы, перед школь­ником никогда не закрывалась дорога к успеху: то, что он не мог сделать, он сделает в будущем, может быть, уже се­годня или завтра.

4) положительные эмоции, возникающие при овладении уча­щимися приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами усовершенствования своей учебной работы, самооб­разования. Большую радость у школьников обычно вызывает их самостоятельность в учебной деятельности, в частности само­стоятельный переход от одного этапа учебной работы к друго­му, например умение без помощи учителя перейти от форму­лировки учебной задачи (проблемы) к определению учебных действий (путей разрешения проблемы), затем к приемам про­верки выбранного пути решения.

Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. В особой мере учителю надо заботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального, климата в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившееся негативное от­ношение к учителю или даже к школе, конфликт с товарища­ми, тревожность и т. д.

Однако учителю важно помнить, что эмоциональное благо­получие, захваливание учеников, преобладание удовлетворен­ности собой у школьников в крайних случаях может приводить застою в учебной работе, к прекращению роста учащихся, к «закрытости» их для развития. Поэтому в процессе обучения должны присутствовать и эмоции с отрицательной модальностью. Например, такая отрицательная эмоция, как неудовлетворенность, является источником поиска новых способов работы, самовоспитания и самоусовершенствования. Состояние эмоционального комфор­та учащихся, естественное в ситуации успешного выполнения задания, должно сменяться состоянием относительного диском­форта, характерного для появления новых задач и поиска не­знакомых еще путей их решения.

Наряду с эмоцией относительной неудовлетворенности в обучении должно присутствовать чувство преодоления трудно­сти.

В обучении необходимо сочетать интерес и усилия. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ученика и является, таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности.

 

1.2 РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ.

В психолого-педагогических исследованиях (Г.И.Щукина, Ф.К.Савина и др.) познавательный интерес рассматривается в числе главных новообразований раннего юношеского возраста, как катализатор «широких познавательных интересов», так как он затрагивает закономерности учебного процесса и основы многих наук. Анализ закономерностей протекания учебного процесса позволил выделить определение познавательного интереса, отражающее эти закономерности. Наиболее оптимальным в данном аспекте является определение Г.И.Щукиной.«Познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями ».

Основными отличительными признаками познавательный интерес, по мнению Г. И. Щукина, от других мотивов учения являются:

1. Познавательный интерес — наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения.

2. Познавательный интерес как мотив учения “раньше и более осознаётся школьниками”.

3. Познавательный интерес как мотив носит “бескорыстный характер”.

4. Познавательный интерес, “создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на её характер протекания и результат”.

5. Познавательный интерес, развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними .

Это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.

В сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.

Познавательный интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы.

Познавательный интерес не всегда и не обязательно развивается в склонности. Ценность его для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности.

Элементы познавательной направленности имеют место в любом интересе, потому, что, интересуясь предметом или явлением, человек, естественно, желает ближе его узнать, ознакомиться с ним.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, выражается в следующих проявлениях: активный поиск, догадка, исследовательский поиск, готовность к решению задачи.

Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:

эмоции и удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.

Интеллектуальное, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому на процесс обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.

Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний» - всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.

Формирование этой черты личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересу деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность всех психических процессов: мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школьника, неизмеримо повышает удельный вес его участия в коллективе сверстников и ценность его личности в глазах взрослых.

Значит, каждый из этих видов интереса может стать и этапом его развития. В одной области знаний интерес может существовать как эпизодический, в другой, возникнув как устойчивый, угаснуть, стать эпизодом или перейти в личностный интерес. Устойчивый интерес всегда является промежуточным, но важным для периода учения школьника.

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь равный уровень своего развития и различный характер проявления, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.

На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще проникает не настолько в сознание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных стадиях. Эта стадия, как показали исследования, характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточно теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже оторвались к дедуктивному, самостоятельному подходу в учении.

Еще более высокий уровень интереса составляет интерес школьника к причинно – следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает, сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. На этом уровне учебный процесс ощутимо продвигается у ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаружить глубокий интерес к познанию закономерностей.

Интерес к учению может быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом предметов, заданий. Относительная устойчивость познавательного интереса к определенной области предметов и явлений позволяет учителю опираться на имеющиеся расположения учеников, использовать их активность и постепенно укреплять и развивать его как мотив учения. Этот уровень устойчивости познавательного интереса характерен для большинства учащихся подростков, в которых мотив познавательного интереса как внутренний побудитель их учения еще не настолько силен, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от средств учебного процесса. В этих случаях очень важно разглядеть тенденцию его устойчивости: преобладают ли у ученика внутренний побудитель интереса, или же он нуждается больше во внешних стимулах.

Наконец, познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчивым. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника. Он очень индивидуален и формируется под влиянием множества путей (не только в учении, но и в занятии любимым делом в свободное время; не только учебная книга, но и множество средств массовых коммуникаций; не только учитель, но и родители, товарищи, знатоки своего дела). Любое из этих обстоятельств может иметь сильное и особое воздействие на познавательный интерес школьников.

В комплексе данных о познавательном интересе очень существенными является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять.

Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.

В свою очередь неосознанный интерес порождает всеястность в выборе круга чтения, ТВ, занятий в часы досуга, что мало содействует укреплению доминирующих интересов и определившихся склонностей школьника.


1.3 СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ИНТЕРЕСОВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Становления познавательного интереса в старшем школьном возрасте имеет свои специфические характеристики. Так как это связано с обучением в старших классах общеобразовательных учреждений. В этот период происходит выбор учащимися будущей профессии и как следствие этого становление интересов к тем предметам, которые связаны с этим выбором. В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие длительные физические и интеллектуальные нагрузки. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Старшеклассники в большинстве своем характеризуются ярко выраженным отношением к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых общих черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Психологи, изучавшие этот возраст (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, И.С. Кон и др.), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как школьники отчетливо сознают, что необходимым условием статочного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения.

Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, способности погружаться в себя, в свои переживания. Приходит сознание своей уникальности и неповторимости. Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Именно старший школьный возраст (15 – 17 лет) совпадает с выявленным сензитивным периодом развития рефлексии человека. Возникает потребность совершенствования своей учебной деятельности, что приводит к стремлению к самообразованию, выходу за пределы определенной программы.

В старшем подростковом возрасте познавательные интересы специализируются, углубляются в соответствии с профессиональными намерениями. Для некоторых из подростков приобретение знаний становится субъективной необходимостью для настоящей и будущей деятельности.

В структуре личности старшеклассника познавательный интерес выполняет следующие функции:

1)информативно-фиксирующую, обусловленную тем, что в познавательном интересе проявляется отношение к основным понятиям, раскрывающим сущность объекта интереса;

2)систематизирующую и мировоззренческую, обеспечивающие участие интереса в формировании системы знаний об учебном предмете, убеждений, социальной позиции личности;

3)побудительную, определяющую динамику деятельности, эмоциональное отношение к ней, силу и действенность;

4)избирательную, способствующую избранию новых способов деятельности, формированию отношения ученика к познавательной деятельности в обучении;

5)оценочную, обеспечивающую адекватную самооценку в деятельности;

6)ориентирующую, мотивационно-прогностическую, отражающие тот факт, что влияние познавательного интереса как личностного образования, распространяется и на уровень подсознания, где он определяет направленность волевых усилий, внимания, интеллекта, и на уровень сознания, где происходит определение наиболее важных объектов предстоящей деятельности (с точки зрения ученика), своего отношения к ним; при этом обусловливаются не только мотивы поведения настоящей, но и будущей деятельности (профессиональный интерес).

Необходимо отметить, что перечисленные функции не претендуют на полный охват того влияния, которое познавательный интерес оказывает на развитие личности учащегося в целом. Это определяется сложностью самой природы функционирования данного личностного образования. Вместе с тем, выделенные выше функции отражают наличие существенных связей между интересом к учебному предмету и личностью учащегося.

Внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника.

Выделение функций познавательного интереса можно рассматривать как одну из ступеней в познании сущности этого личностного образования. Наряду с определенной автономией, функции исследуемого личностного образования предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность. Например, мировоззренческая функция опирается на систематизирующую (характер отношения к объекту интереса определяется системой знаний о нем), а та, в свою очередь, на информативно-фиксирующую; мотивационно-прогностическая опирается на оценочную (отношение к предстоящей деятельности определяется характером самооценки), а та, в свою очередь, на избирательную и побудительную и т.д.

Следовательно, роль функций познавательного интереса не однозначна; степень проявления каждой из них в конкретном случае зависит от ряда факторов: от степени сформированности знаний об учебном предмете как объекте интереса, на основе которых происходит формирование познавательной деятельности учащихся, от условий, влияющих на становление познавательного интереса.


1.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Педагоги и психологи в своих работах широко раскрывают проблему познавательных интересов у школьников. Выделяя интерес как один из немаловажных факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на создание благоприятной атмосферы обучения.

В этой связи интерес выступает перед нами как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира. Стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение. Мощный побудитель активной личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

В познавательном интересе, находит свое выражение ряд значительных для обучения и развития моментов. Которые находят свое отражение в единстве объективной и субъективной сторон познавательной деятельности.

Под влиянием, которого активизируется процесс познавательной деятельности, в целом, и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Активнее протекает восприятие, острее становятся наблюдения, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.

Интерес к сущности изучаемого предмета, стимулирует преодоление трудностей. Подлинный интерес возбуждается активной работой мысли, сопряженной с решением сложных задач.

Из всего выше сказанного предполагается, что интерес выступает как индивидуально личностное новообразования, на формирования и становления которого играет ряд значимых факторов, зависящих от структура обучения, от мотивации и волевых качеств учащегося, от эмоционального настроя и психического состояния педагога и школьника.

ГЛАВА 2.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ИНТЕРЕСОВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2.1 ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Экспериментальная часть моего исследования проводилась со школьниками одиннадцатого класса.

В этом возрасте познавательные интересы специализируются, углубляются в соответствии с профессиональными намерениями. Для некоторых из подростков приобретение знаний становится субъективной необходимостью для настоящей и будущей деятельности.

В структуре личности старшеклассника познавательный интерес выполняет много функций

Предполагалось, что на возникновение познавательного интереса у старшеклассников влияет множество субъективных и объективных факторов, основным из которых является способность легкого овладения предметом.

Данный возраст был выбран в качестве экспериментального, так как в этот период происходит выбор учащимися будущей профессии и как следствие этого становление интересов к тем предметам, которые связаны с этим выбором.

Познавательные интересы в этот возрастной период специализируются, углубляются в соответствии с профессиональными намерениями. Для некоторых из подростков приобретение знаний становится субъективной необходимостью для настоящей и будущей деятельности.

При выявление особенностей познавательных интересов старшеклассников основным и единственным стал метод анкетирование. Выбранный нами метод исследования позволяет объективно и достоверно получит результаты на поставленные цели эксперимента.

Пятнадцати испытуемым была дана анкета, в которой были указаны предметы, изучаемые в их классе. Им было предложено указать из списка те предметы, которые их интересуют, и объяснить причину сделанного ими выбора.

Перед исследование были поставлены следующие цели:

1) Изучение преобладающих познавательных интересов в классе.

2) Выявления причин, которые вызвали наименьшей интерес у учащихся к выбранному предмету.

3) Определение широты интересов школьников.

Для обработки результатов анкетирования была использована методика по выявлению особенности познавательных интересов учащихся (Михальчик Т.С., Гурьянова Е.Я. Семинарские и практические занятия, контрольные и курсовые работы по психологии –М., 1987).

 


2.2 ОБРАБОТКА ДАННЫХ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Результаты эксперимента(табл.1) позволяют сделать первоначальный вывод о том, что направленность познавательных интересов у старшеклассников, к разному профилю предметов очень широк. Их интересует не только гуманитарные дисциплины, но и точные науки (алгебра, физика, информатика и т.д.), а так же практически прикладные как физкультура и уроки труда.

На вопрос: «Почему вас интересует именно этот предмет?» школьники отвечали по разному, но наиболее распространенные ответы были следующие, что по выбранному предмету им надо сдавать экзамен или данная дисциплина ему пригодится в будущем.

Таблица 1

Направленность интересов

%

Русский язык

7

Литература

9

Алгебра

9

Обществознания

15

Биология

2

Физика

2

История

9

География

6

Ин.яз.

6

Информатика

2

Труд

13

ОБЖ

11

Физкультура

9

 

Из табл. 1 видно, что преобладающие интересы у учащихся этого класса склоняются в сторону следующих предметов, таких как обществознания, труд и ОБЖ. Причину направленности своих интересов старшеклассники объясняют следующие. Предмет обществознания ведет хороший и интересный учитель, с которым обсуждаются личные примеры и ситуации из жизни, дающие возможность узнать свои права и обязанности в обществе.

Урок труда охарактеризовали как один и самых легких предметов, на котором не ненужно особого внимания и на нем не требуются строгого соблюдения школьной дисциплины.

На уроке ОБЖ ученики сказали, что предметом интереса стало то что, на нем разбираются чрезвычайные ситуации и разные способы выхода из них. Этот предмет имеет весьма важную практическую основу, так в наше время бывает множество разных происшествий. И каждый уважающий себя человек должен уметь находить решения из сложных жизненных ситуаций.

Предметами, которые вызвали наименьший интерес, у учащихся старших классов стали такие, как биология, физика, информатика. Ученики, которые указали эти предметы в качестве своих интересов, объяснили свой выбор как любознательность к этой области знаний. Им нравятся эти предметы, и они с легкостью и удовольствием их изучают.

В ходе данного эксперимента одой из важных задач стояла определение широты интересов школьников. После проведения анкетирования и последующей обработки результатов получились следующие данные, приведенные в табл.2.

Таблица 2

Число опрошенных учащихся

Число учащихся, которые указывают на интерес (характеристика широты интересов)

к одному предмету

к двум предметам

к трем предметам

к четырем предметам

больше пяти предметов

100%

7

33

27

7

26

 

 

 

 

 

 

Как видим, характеристика широты познавательных интересов у старшеклассников разнообразна и для более удобного описания каждой из них можно условно, разделить их на пять групп (критерием разделения групп выступит широта интересов):

  • Учащиеся, оказывавшие интерес к одному предмету.

В этой группе оказалось семь процентов от общего числа опрошенных. Мотивирован он был тем, что по выбранной им дисциплине предстоит сдача экзаменов.

2) Учащиеся, оказывавшие интерес к двум предметам.

Данная группа оказалась наиболее многочисленной из всех предложенных. К двум предметам проявили интерес тридцать три процента анкетирующих. Причинами данного решения были такие же, как и в первой группе, но многими было высказано свое мнение, о том, что им нравиться эта дисциплина.

  • Учащиеся, оказывавшие интерес к трем предметам.

Расположение к трем предметам вызвало у двадцати семи процентов людей проходивший данный эксперимент. Обстоятельствами, которые повлияли на заделанный выбор были следующие, начиная от личного интереса и заканчивая влиянием взрослых.

  • Учащиеся, оказывавшие интерес к четырем предмет.

На странность исследований, но факт четвертая группа оказалась немногочисленной в своих оппонентах. В ней оказал всего семь процентов опрошенных.

  • Учащиеся, оказывавшие интерес больше пяти предметов.

Эта группа оказалось одной из многочисленных. К ней принадлежать двадцать шесть процентов всех старшеклассников. Причинами их выбора выступили способности по данному предмету. Возможность принимать активное участие на уроках, вести дискуссии с педагогом и многие другие.

Все это показывает, что одиннадцати классики показывают относительно высокий уровень познавательных интересов, в разных предметных областях учебных знаний.

На становления этих интересов повлияло не только способности по данным предметам или личная любознательность, но авторитет педагогов, которые умеют заинтересовать и раскрыть значимость своей деятельности.

 

Таблица 3

Число опрошенных учащихся

Причины возникновения интересов

влияния взрослых

способности (легко дается предмет)

возможность осуществлять активные действия

другие причины

не указывают причину

100%

7

35

23

22

13

 

 

Так же одним из наиболее выраженных факторов проявления интереса выступила мотивация получения знания, которые им потребуются в дальнейшем выборе своей будущей специальности.

Как видно из табл.3 основной и наиболее важной фактором возникновения интересов у учащихся стоят способности к предмету, легкое овладение материалом.

В данном возрасте на познавательную деятельность у школьников оказывает возможности осуществлять активные действия на уроках, вести дискуссии, осуществлять беседы с педагогом на интересующие их темы, обсуждать личные примеры из своей жизни и жизни друзей и многое другое .


2.3 ВЫВОД ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

  Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Познавательный интерес учащихся к школьным предметам неоднороден и весьма разнообразен, и находиться на относительно высоком уровне.

Для старшего школьного возраста познавательный интерес выступает как в роли выбора будущей профессии, так и со стороны практической значимости получаемых знаний.

Благодаря этому учащимся происходит более детальное углубление и осмоление той деятельности которую выбрал ученик.

В структуре личности старшеклассника познавательный интерес может, выполняет ряд следующих функций: информативно-фиксирующую, побудительную, избирательную, оценочную, ориентирующую, мотивационно-прогностическую, систематизирующую и мировоззренческую.

Необходимо отметить, что перечисленные функции не претендуют на полный охват того влияния, которое познавательный интерес оказывает на развитие личности учащегося в целом. Это определяется сложностью самой природы функционирования данного личностного образования. Вместе с тем, выделенные выше функции отражают наличие существенных связей между интересом к учебному предмету и личностью учащегося.

Развития познавательных интересов у разных учащихся неодинаков и зависит от ряда факторов, таких как педагогической квалификации учителя, организации учебного процесса, возможности активного взаимодействия занимающихся и преподавателя в учебном процессе .

На уровень развития познавательных интересов оказывает не только влияния взрослых, но и профессиональная направленность их родителей и родственников, а также не маловажную роль на становления кругозора влияет внеучебная деятельность учащихся, их увлечения и хобби.

Как видно из экспериментальной части на формирования познавательных интересов у старшеклассников самую большую роль оказывает фактор способности легкого овладения предметом, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу в начале эксперимента.

Для повышения познавательной активности, в процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые могли бы учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка по различному уровню развития интереса учащихся. Которые позволяют находить опору в различных сторонах деятельности школьника. Для этого возможна постановка или создания проблемных ситуаций. Проведение всякого рода викторин, конкурсов, бесед. Создание факультативов по интересам. Обсуждения разных тем и способов решения возникших проблем, которые интересуют школьников. Все это позволяет школьникам раскрыть и развить свои познавательные возможности в разных областях деятельности.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из самых важных фактор в обучение и формирование личности являться познавательный интерес. В связи с этим, целями нашего исследования были изучение направленности и причин формирования познавательных интересов у учащихся в классе, а также выявления характеристики широты и разносторонности познавательной деятельности школьников.

В результате теоретического экспериментального исследования получили то, что характеристика познавательных интересов весьма динамична и индивидуальна в своих проявлениях.

На возникновение и образование интересов влияет множество факторов: влияния взрослых, возможность легкого овладения учебным материалом, так же способность осуществления активных действий на уроках, выряжающиеся в беседах и дискуссиях между учителем и учеником.

В этом значение познавательный интерес выступает как двигателя учебного процесса и способствует более эффективному решения всех его функций. В то же время интерес является важным ориентиром в использовании индивидуальных возможностей всех категорий учащихся, как активных и энергичных, так пассивных и слабых в учебной деятельности учеников.

При выявлении и формировании познавательного интереса в учебном процессе нужно придавать большое значение развитию научного кругозора. По этому следует знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения. Показать учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, при решении разного рода вопросов. Все это способствует выявлению интересов школьников. Учет которых позволяет делать учебный процесс более осмысленным и интересным.

ЛИТЕРАТУРА

  • Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. изд.-М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003.
  • Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963.
  • Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М.. Просвещение, 1979.
  • Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984.
  • Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973.
  • Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. 79 с.
  • Маркова А.К Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  • Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  • Михальчик Т.С., Гурьянова Е.Я. Семинарские и практические занятия, контрольные и курсовые работы по психологии –М., 1987.
  • Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979.
  • Немов Р.С . Психология. Часть II . М., Просвещение, Владос, 1994.
  • Рубинштейн С. Л . Основы общей психологии – СПб: Питер, 2000.
  • Тылызина Н.Ф . Педагогическая психология. –М., Издательский центр «Академия», 1999.
  • Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979.
  • Щукина Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.
  • Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. - М.: Высш. шк., 1990.
 
 
Hosted by uCoz